Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейДжагад-гуру Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада тиробхава-титхи (день ухода)
/"Шри Прабандхавали"/
Шрила Прабхупада родился в семье Бхактивиноды Тхакура, вечного спутника Шри Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху. Подобно мудрецу Бхагиратхе, некогда призвавшему на Землю священную Гангу, великий Бхактивинода Тхакур открыл путь потоку бхакти в современную эпоху.
Он пришел, когда так называемые госвами, погрузившись в мирские удовольствия, превратили бхакти в предмет торговли, когда, прикрываясь именем Махапрабху, Индию наводнили последователи ложных учений – сакхи-беки, смарта-джати, сахаджии и другие. К счастью, у Бхактивиноды Тхакура появился сын, Бимал Прасад, будущий Шрила Прабхупада. Не будь этих двух великих личностей, в мире сегодня не существовало бы шуддха-бхакти. С их уходом общество стало возвращаться в прежнее состояние. Поначалу было тринадцать сект сахаджиев. Позже наш Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами, насчитал их тридцать девять. Сколько же их сейчас неизвестно никому.
Период времени после ухода Вишванатхи Чакраварти Тхакура и до явления Бхактивиноды Тхакура был для Гаудия-вайшнавизма веком тьмы. Редко можно было встретить истинного вайшнава, погруженного в бхаджан. В основном так называемые вайшнавы лишь совершали ритуалы за плату, как это происходит порой и в наши дни. Люди нанимали гаудия-бабаджи для пения церемониальных киртанов по случаю смерти близких и проведения других обрядов. Их поведение зачастую было безнравственным. Видя это, Бхактивинода Тхакур очень беспокоился. «Разве эти люди вайшнавы? – размышлял он. – Учение Махапрабху почти утеряно. Как его возродить?» Он прилагал все силы, но при жизни так и не смог в полной мере добиться того, к чему стремился. Он шел из города в город, из деревни в деревню и открывал намахатты. В каждой деревне он собирал четыре-пять религиозных людей, которые становились основой общины, и проводил воскресные проповеднические программы. Движение постепенно разрасталось, но в итоге ограничилось лишь территориями Навадвипы, Калькутты и некоторыми другими областями Бенгалии.
Бхактивинода Тхакур издавал журнал «Садджана - тошани», и на его страницах публиковал «Чайтанья-чаритамриту» и другие книги. Так он объединил вокруг себя группу преданных и явил в своих произведениях величие Навадвипа-дхамы, несмотря на то, что ученые -материалисты и сахаджии не признавали его взглядов.
Поскольку Бхактивинода Тхакур был окружным судьей, ему по долгу службы часто приходилось переезжать с места на место, но он никогда не расставался с «Бхакти-расамрита-синдху» и «Чайтанья-чаритамритой» и объяснял подросшему Бималу Прасаду, который родился в Пури, их смысл. Так Прабхупада получил от отца множество бесценных наставлений. Однако мы должны понимать, что Прабхупада – вечно освобожденная душа, и никто в мире не может сравниться с ним. Даже не посещая школу, он очень быстро освоил все предметы и стал выдающимся знатоком санскрита. Его английский, так же, как и бенгали, был настолько возвышен, что даже профессора и ученые с трудом понимали написанные им тексты. Образованные западные преданные признавались мне, что, читая его комментарии к «Брахма-самхите», вынуждены были постоянно заглядывать в словарь. Он считал, что духовную литературу не стоит писать слишком простым языком. Если человек будет общаться с вайшнавами, то по мере своего духовного роста он начнет понимать духовный язык.
В возрасте семи-восьми лет Бимал уже поклонялся Божеству Курмадева, и Бхактивинода Тхакур дал сыну маха-мантру и мантры для проведения пуджи. А когда Прабхупаде было восемнадцать лет, бенгальские астрономы присвоили ему титул Сарасвати. Поступив в университет, он вскоре оставил учебу, так как постоянно спорил с профессорами: «Вы меня будете учить или я – вас?» Обеспокоенные отец и родственники решили поселить Прабхупаду в Пури в Сатасана ашраме, где регулярно собирались преданные.
Раньше там жили Сварупа Дамодара и Рагхунатха дас Госвами. Сейчас на этом месте находится Матх Шрилы Сиддханти Махараджа. Прабхупада стал читать там «Чайтанья-чаритамриту», но некоторые бабаджи, жившие в ашраме и считавшие себя расика-вайшнавами, не приняли его объяснений и невзлюбили его. Тогда Бхактивинода Тхакур забрал юношу оттуда и поручил ему обучать царского сына из Трипуры.
У Прабхупады была обширная библиотека вайшнавской литературы. Тщательно изучив ее, он представил учение вайшнавов царскому сыну таким образом, что мальчик вскоре стал носить тилаку и повторять на четках святое имя. Вкус к хари-катхе затмил в его жизни все другие интересы, и он стал равнодушен к мирским развлечениям. Царицу это привело в сильное раздражение, и она обратиться к супругу: «Какой прок от такого наследника? Что будет после нашей кончины? Кто станет совершать подношения нашим душам? Он отречется от мира, и все наши усилия пропадут даром! Поскорее избавься от этого учителя! Дай ему четыреста рупий и пусть уходит! Нам нужен сын, а не деньги». Тогда, сто лет назад, это была огромная сумма.
Царица постоянно донимала супруга, и в конце концов он был вынужден смиренно обратиться к Бхактивиноде: «К несчастью, некоторые члены моей семьи неблагосклонны к вашему сыну. Они боятся, что наш мальчик встанет на путь бхакти и примет отречение от мира. Однако со своей стороны я считаю встречу с такой личностью, как он, великой удачей, и благодарен ему за помощь в обучении сына. Но не все понимают это». Царь предложил деньги Бхактивиноде Тхакуру, но тот отказался от них, и они покинули царский дворец.
Вскоре отец Прабхупады открыл гомеопатическую аптеку, но она оказалась убыточной. «В конце концов, никто не заставлял меня заниматься этим», – подумал Бхактивинода Тхакур и, отправившись в Маяпур, купил там немного земли. Открыв место явления Махапрабху, он установил там Божества Гауры, Вишнуприи, Лакшмиприи и небольшие мурти Радхи-Кришны.
После ухода своего отца в нитья-лилу Прабхупада был полон решимости начать проводить Навадвипа-дхама-парикраму, которую Бхактивинода Тхакур описал в книге «Навадвипа-махатмья». Для того, чтобы привлечь людей, он пригласил самых лучших киртаниев, установил огромный тент, и, когда на парикраму собрались тысячи людей, началась катха о шуддха-бхагавад-бхакти.
Постепенно у него появились последователи – благородные юноши с чистыми и мягкими сердцами, которые со временем стали брахмачари и санньяси. Они всему обучались с легкостью, но те, кому было за пятьдесят, были не в состоянии усвоить ничего нового и просто повторяли за ним как попугаи. Потом пришли такие преданные, как наш Гуру Махарадж, Бон Махарадж, Бхакти Прадипа Тиртха Махарадж, Бхакти Виласа Тиртха Махарадж, Аранья Махарадж и Нарахари Прабху. Там, в Маяпуре, Нарахари Прабху обычно проводил арати, а Прабхупада играл на гонге – так началась проповедь. Затем была установлена традиция принятия триданди-санньясы, и в результате проповедь учения Чайтаньи Махапрабху стала набирать силу. За одиннадцать лет – с 1926 по 1937 год – Его учение распространилось повсюду. Но до этого много времени ушло просто на подготовку, на закладку фундамента движения.
Прабхупада публиковал на санскрите, бенгали, хинди, ория, ассамском и английском языках много периодических изданий – ежедневных, еженедельных и ежемесячных. И теперь мы все пользуемся плодами его усилий. Он очень строго и с огромной решимостью устанавливал линию гаудия-вайшнавизма, и в своей борьбе за чистоту учения сталкивался с такими трудностями, что мы и представить себе не можем. В то время было столько противодействия его проповеди, что его ученикам даже не разрешалось входить в храмы Вриндавана и Навадвипы.
Прабхупада начал взращивать лиану преданности, удаляя все лишние ветви и веточки. Каким образом? Прежде всего он пересмотрел гуру-парампару и, объявив, что гаудия-вайшнавы принадлежат линии Махапрабху, исключил из парампары имена тех, кто не достиг духовного совершенства. После Брахмы, Нарады и Вьясы он перешел сразу к Мадхве. Прабхупада включил в парампару лишь тех, от кого люди получили наивысшее благо, в основном это были брахмачари, и исключил большую часть имен тех, кто долго оставался грихастхой. После Мадхвы он признал нескольких выдающихся личностей, а затем перешел прямо к Мадхавендре Пури, авторитет которого был неоспорим. Далее идут Ишвара Пури, Сварупа Дамодара, шесть Госвами и Кришнадас Кавираджа Госвами. В этом месте парампара разделялась на линии Нитьянанды Прабху, Адвайты Ачарьи, Гададхары Пандита, Вакрешвары Пандита, Локанатхи Госвами и других, но Прабхупада сказал: «Мы принимаем в нашу парампару лишь тех, кто достиг полного совершенства, знает истинную сиддханту и является расика-вайшнавом, к какой бы линии они ни принадлежали». Таким образом представители всех ветвей ученической преемственности были представлены в том или ином месте нашей парампары.
Существует множество линий ученической преемственности, но Прабхупада признавал лишь гуру-парампару, в которую входят только бхагават-гуру, даже если у них не было учеников и, следовательно, исходящей от них ветви. Некоторые из них никому не давали посвящения, но тем не менее они – джагад-гуру. Таким образом, Прабхупада своим всеобъемлющим видением собрал всех махаджан в единую бхагават парампару, или гуру-парампару.
После ухода Вишванатхи Чакраварти Тхакура возникло множество семейных линий. Прабхупада отверг их и признал Баладеву Видьябхушану, а затем Джаганнатху даса Бабаджи. Он признавал лишь тех, кто был носителем истинной духовной сиддханты. Чтобы стать преемником своего гуру, недостаточно просто услышать от него мантру и облачиться в дхоти или другую одежду, полученную от него. Бхактивинода Тхакур не получал никакой мантры от Джаганнатхи даса Бабаджи.
Как же он стал его учеником? Бхактивинода Тхакур был последователем его учения, его понимания расы и таттвы, его чувств по отношению к Кришне. Это и есть ученик. Большинство людей не понимают этого, но Прабхупада со свойственной только ему проницательностью провозгласил, что это и есть наша линия преемственности. Другой пример. Гауракишора дас Бабаджи не получал посвящения от Бхактивиноды Тхакура. Однако он вобрал в себя все его представления и настроения. Поэтому имя Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа стоит следующим в нашей парампаре. Все бабаджи недоумевали: «Чей ученик Бхактисиддханта Сарасвати? Кто дал ему санньясу? Почему он не носит те же одежды, что и Санатана Госвами? В нашей сампрадае после Нитьянанды Прабху и Сварупы Дамодары все носили белые одежды, а он носит шафран и принял данду. Как он мог так поступить?» Но какое отношение к бхакти имеет то, какого цвета одежду носит человек? Какая между ними связь?
киба випра, киба нйаси, шудра кене найа
йеи кришна-таттва-ветта, сеи `гуру' хайа
("Чайтанья-Чаритамрита" Мадхья-лила, глава 8, стих 128)
«Если кто-то в совершенстве познал науку о Кришне (кришна-таттву), будь он брахманом, санньяси или шудрой, его следует считать гуру».
Что уж тогда говорить о вайшнаве? Прабхупада размышлял: «Мы не достойны носить такую же одежду, какую носили великие Рупа, Санатана, Джива или Кришнадас Кавираджа. Мы примем одежду обычных санньяси, а не парамахамса-бабаджи. Оставаясь в рамках варнашрамы как брахмачари и санньяси, мы будем свято чтить тот идеал, который олицетворяет одежда парамахамс. В противном случае, если в такой одежде мы совершим греховные действия, это будет оскорблением стоп Рупы и Санатаны».
Некоторые бабаджи осуждали его за то, что он воспитывал брахмачари и давал им священный шнур. Однако наш Гуру Махарадж считал, что эти бабаджи глупы, как животные. Они носят одежды парамахамс и любому дают возвышенные гопи-мантры, в то время как Прабхупада воспитывал брахмачари и учил их владеть своими чувствами. Так кто же из них прав?
Для начала Прабхупада хотел, чтобы мы поняли сиддханту: джива-таттву, майя-таттву, бхагават-таттву, как избежать майи в виде канаки (денег), камини (женщин) и пратиштхи (славы). Таковы азы духовного знания. Гопи-бхава очень возвышенна. Сначала необходимо понять, что я – слуга Кришны, и начать повторять харинаму. Однако эти бабаджи сразу дают свое понимание гопи-бхавы любому, кто к ним приходит, и тот начинает повторять «я – гопи, я – гопи», что создает беспокойство в обществе.
Каждое утро в нашем матхе мы поем песню кришна хойте чатур-мукха..., куда Шрила Прабхупада включил всех представителей бхагават-парампары, великих учителей, принадлежащих разным ветвям, и провозгласил: «Это линия Гауры». Если бы не Прабхупада, где бы сегодня можно было бы услышать имя Махапрабху или обсуждение «Бхагавад-гиты» и «Бхагаватам»? И по сей день в Матхуре, во Врадже и других местах не смолкают гаура-киртан и хари-катха. Человечество вечно будет в неоплатном долгу перед Прабхупадой за его проповедь.
Прабхупада никогда не обращался к богатым людям за пожертвованиями, но у каждого, кого встречал, просил одну пайсу. Наш Гуру Махарадж поступал так же: хотя он и был из богатой семьи, он, взяв коробочку для пожертвований, проповедовал людям разных сословий на рынках, в поездах, автобусах. Мы тоже должны заниматься такой чистой проповедью, а не довольствоваться пассивным слушанием. Распространяйте святое учение, подобное лечебной вакцине, вдохновляя людей на повторение харинамы и слушание хари-катхи, неважно, мужчина вы или женщина, есть ли у вас семья или нет. Не думайте, что если вы не образованы, вы не способны делать это. Была ли у Харидаса Тхакура ученая степень, или у Рагхунатхи даса Госвами и других ачарий? Однако они успешно выполняли свою миссию, и их понимание сиддханты было необычайно глубоким.