Вайшнава-махотсава/Праздники в честь святых
описания праздников, правила постов, прославления святых, биографии учителейШри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж авирбхава-титхи (день явления)
/Письмо об отношениях Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады со Шрилой Бхакти Прагьяна Кешавой Госвами Махараджем и "Гоудия Веданта Самити"/
Вся слава Шри Гуру и Гоуранге!
Сиэттл, штат Вашингтон
22 октября, 1968 года
Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам всех вайшнавов.
Шрипад Тривикрам Махарадж!*
Вчера я получил ваше письмо от 12 октября, и печальная новость, которую вы сообщили, чуть не разорвала моё сердце*. Пожалуйста, напишите мне подробнее о неожиданном уходе Пуджйапад Махараджа [Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами]. У меня были очень давние отношения и доверительные со Шрилой Махараджем. Когда я приезжал в Шридхам Маяпур, обо мне с огромной любовью заботились Шрипад Нарахари Дада и Шрипад Винода Дада [Шрила Кешава Госвами]. Они были для меня необычайно близкими, дорогими друзьями. А в Калькутте старший Тиртха Махарадж [Шрила Бхактипрадип Тиртха Госвами], профессор Нишиканта Санньял [Шри Нараян Бхактисудхакар Прабху] и Васудева Прабху были очень дороги мне. Впоследствии я часто приезжал и близко общался со Шрипад Шридхаром Махараджем - мы были дружны с ним так же, как могут быть дружны самые близкие родственники. Кроме Шрипад Шридхара Махараджа все упомянутые вайшнавы уже ушли из этого мира. Приближается и наше время, и поэтому как хорошо было бы получить возможность служить Шриле Прабхупаде [Сарасвати Тхакуру] как можно дольше.
С "Гоудия Веданта Самити" меня связывают близкие отношения.
Вам самим, и особенно Шрипад Вамане Махараджу, прекрасно известен тот факт, что я являюсь одним из трёх основателей "Шри Гоудия Веданта Самити". Мы задумали эту идею основать "Шри Гоудия Веданта Самити" в Калькутте, на Боспара Лэйн, еще до того, как Шрила [Кешава] Махарадж принял санньясу. ...В то время Шрипад Вамана Махарадж, который был тогда еще брахмачари, пришёл ко мне домой на Ситаканта Банерджи Лэйн и передал мне предложение стать главным редактором журнала на бенгали "Шри Гоудия-патрика". Преклоняясь перед указанием Шрилы [Кешавы] Махараджа, я начал регулярно писать статьи для "Гоудия-патрики". Шриле [Кешаве] Махараджу очень нравилось всё, что я писал. Потом меня также назначили главным редактором журнала на хинди, "Шри Бхагават-патрика", и там опубликовали много моих статей. Позже у меня стало очень мало времени, и я не мог присылать статьи как прежде. А теперь я стал жителем зарубежья и должен путешествовать вокруг света каждый год по двадцать тысяч километров. Шрила Кешава Махарадж проявил ко мне великое сострадание, сделав меня санньяси. Раньше я поклялся, что никогда не приму санньясу, но Шрила Махарадж насильно дал её мне.
Сейчас он, несомненно, был бы очень рад видеть успех моей проповеди. В прошлом году я посетил его в Калькутте, придя к нему вместе со своими учениками, и несмотря на то, что он болел и был прикован к постели, он с большой радостью принял нас. Я совершенно уверен: и когда он был в этом мире, и сейчас, когда он ушел, он, должно быть, очень доволен, видя мою широкую проповедь послания Шримана Махапрабху в западных странах, таких как Америка, Канада, Англия, Германия и Гавайи, которое находится в Тихом океане, а также в таких восточных странах, как Япония и др.
Я был упорным грихамедхой* (чьи мысли полностью погружены в домашние дела). Шрила Прабхупада [Сарасвати Тхакур] время от времени приходил ко мне во сне и просил меня оставить семейную жизнь и пойти с ним. Такие сны пугали меня и внушали мне мысль о том, что мне все же придется принять санньясу. У меня не было никакого желания принимать её, но благодаря повторным и настоятельным просьбам Шрипад Нараяны Махараджа, Шрила Кешава Махарадж проявил безграничную милость к этому нежелающему и слепому человеку, насильно посвятив меня в санньясу. Мне кажется, что желание Шрилы Прабхупады [Сарасвати Тхакура] передалось в его сердце, и таким образом я всё-таки получил посвящение в санньясу.
Поэтому я навечно останусь в долгу перед Шрилой [Кешавой] Махараджем. И получив ваше письмо, я сразу же устроил вираха-сабху [праздник поминовения или разлуки] в храме Сиэттла, чтобы преклониться перед ним и вспомнить его. Я посылаю вместе с этим письмом текст письма соболезнования, который мы составили во время вираха-сабхи. Пожалуйста, примите это в качестве нашего шраддханджали, смиренного подношения. Я распорядился, чтобы в других моих центрах (список прилагается), в частности в Лондоне, Гамбурге и Хонолулу, преданные тоже устроили такую вираха-сабху и предложили шраддханджали.
Вам будет приятно узнать, что я организовал три группы санкиртаны, которые состоят из моих американских ребят и супружеских пар. Одна из этих групп сейчас путешествует по всем городам Америки, и я езжу вместе с ними. Вторая группа из шести преданных проводит киртаны в разных частях Лондона. Индийцы, которые живут в Лондоне, бывают поражены, видя этих преданных. Они [индийцы] покинули свою родину, уехав так далеко от Индии - в западный мир, за богатством и престижем, а американцы здесь совершают Харинама-санкиртан! Так или иначе, но проповедь проходит успешно.
Мне очень любопытно было бы узнать о проекте конституции ["Гоудия Веданта Самити"], который вы разрабатываете. В этом деле вы можете полностью расчитывать на моё сотрудничество, ведь я человек конструктивных идей. Мне никогда не была по душе деструктивная политика. Это было желание Шрилы Прабхупады [Бхактисиддханты Сарасвати] и Шрилы Бхактивиноды Тхакура, чтобы американские [и другие] преданные приезжали и пели киртаны в Шридхам Маяпуре, и теперь это осуществляется. К сожалению, те, кто заняли Маяпур, считают его своей личной собственностью. В наши дни другим уже не позволяется входить туда? Шрила Кешава Махарадж обычно "с мечом в руке" разбирался с такими гуру-тьяги (теми, кто отверг своего Гуру) и с такими гуру-бхоги (теми, кто наслаждаются имуществом Гуру). Так или иначе, но в прошлом году он упомянул, что устроит для меня пять акров земли в Шридхам Маяпуре. Вы тоже присутствовали тогда. Если вы поможете мне в этом деле, я планирую создать ашрам в Маяпуре. Американские молодые люди и девушки смогли бы жить там и получать правильное воспитание, проходить обучение. Сотрудничая, мы сможем очень хорошо проповедовать. Поэтому я очень хочу узнать подробности относительно вашего проекта конституции.
Завтра я уезжаю в Монреаль, а оттуда поеду в Санта Фе (Нью-Мексико) и потом в Лос-Анджелес. Вместе с этим письмом я прилагаю список адресов наших различных центров. Мы собираемся построить общину "Нью-Вриндаван" на трёхстах акрах земли. Пожалуйста, напишите ответ на адрес в Лос-Анджелесе, поскольку я буду в Монреале всего три дня, в Санта Фе - семь дней, а в Лос-Анджелесе почти месяц.
притхивите ачхе джото нагаради грам
сарватра прачар хойбе мора нам
Взяв за основу это предсказание, можно развернуть широкую проповедь по всему миру. Я думаю, что вам удастся составить конституцию ["Гоудия Веданта Самити"] точно в соответствии с ним.
Я надеюсь, что в вашем бхаджане всё хорошо.
Ваш покорный слуга,Шри Бхактиведанта Свами
P.S. Если у вас есть какая-нибудь хорошая фотография Шрилы [Кешавы] Махараджа, пожалуйста, пришлите её мне. Я закажу сделать с неё масляными красками большой портрет, и распоряжусь, чтобы это изображение поставили во всех моих главных центрах, в частности в Нью-Йорке, Голливуде (Лос-Анджелесе), Лондоне и др., рядом с изображением Шрилы Прабхупады [Бхактисиддханты Сарасвати]".
Примечания:
* Шрипад Бхактиведанта Тривикрам Госвами Махарадж (1916-2002) - один из старших учеников Шрилы Б.П.Кешавы Госвами Махараджа и духовный брат Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Иногда Шрила Бхактиведанта Свами писал ему, как, например, написал это письмо. (В будущем мы собираемся опубликовать в "Шри Враджа-преме" его важнейшие письма и Шриле Нараяне Госвами Махараджу.)
**Ученики Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа в Навадвипе вспоминают, что Шрила Бхактиведанта Свами, вернувшись из западных стран в Индию в 1971 г., посетил Шри Девананда Гаудия Матх в Навадвипе, и когда он проходил через главные ворота Матха, из его глаз ручьем хлынули слёзы. Он подошёл к самадхи-мандиру своего санньяса-гуру, и, рыдая, говорил: "Махарадж! Махарадж!..". Поклонившись, он встал и долго стоял у самадхи-мандира, плача и повторяя молитвы. Последний раз он видел Шрилу Бхакти Прагьяну Кешаву Госвами Махараджа в 1967 в Чинсуре (Калькутта), о чем он упоминает в этом письме. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами был тогда очень рад, узнав о замечательном служении, которое Шрила Бхактиведанта Свами совершает для Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он высоко отзывался о его проповеди, прославлял его и призывал всех проповедовать сообща.
В письме соболезнования Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада написал известный стих из "Шри Вилапа-кусуманджали", где Шри Рагхунатха даса Госвами молется Шриле Санатане Госвами, благодаря его за то, что тот из сострадания насильно дал ему испить нектар отречения и бхакти-расы:
вайрагья-йуг бхакти-расам прайатнаир
апайайан мам анабхипсум андхам
крипамбудхир йах пара-духкха-дукхи
санатанам там прабхум ашрайами
Последние две строки этой шлоки Шрила Бхактиведанта Свами заменил на слова "шри кешава бхактипрагьяна нама крипамбудхир йас там ахам прападье", в прославление своего санньяса-гурудева и дорогого духовного брата.
***Следует воспринимать такие слова Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады о себе как проявление глубокого смирения вайшнава.