Стремление к счастью
"Мы страдаем, когда рождаемся и умираем, и страдаем, когда живём. Пока мы в этом мире, нас преследуют тройственные страдания: 1) причиняемые болезнями и душевными муками (например, из-за разлуки с близкими); 2) причиняемые другими живыми существами; 3) причиняемые дэватами (полубогами), т.е. естественными катаклизмами — землетрясениями, наводнениями, повальным голодом, эпидемиями, засухой, и т.п. Милостиво укажите мне простой путь к спасению из пожара материальных страданий».
Прабуддха Муни, один из девяти мудрецов, ответил:
карманйарабхаманана
мдухкхахатйай сукхайа ча
пашйет пакавипарйасам
митхуни-чаринам нринам
(«Шримад Бхагаватам» 11.3.18)
«Человек работает, вступает в брак (или воздерживается от брака) с единственной целью: избавиться от страданий и обрести счастье. Когда он обнаруживает, что неспособен достичь этой цели в одиночку, он женится, и семейная пара пытается вдвоём избавиться от страданий и обрести счастье. Когда у них не получается это, они заводят детей, чтобы совместными усилиями добиться результата. Но, Видэха-раджа Ними, посмотри! Результат выходит прямо противоположный — они не могут ни избавиться от горя, ни стать счастливыми».
Джива (индивидуальная частица сознания), порабощённая внешней, обманывающей энергией Господа, ошибочно считает себя господином и желает наслаждаться миром. Вследствие этого она думает, что будет счастлива, если получит в своё распоряжение объекты наслаждения и подчинения. И то, и другое можно получить, имея богатство, и поэтому она усердно старается накопить всё больше и больше денег. Однако, Ними Махарадж, заметь, что деньги сами по себе причиняют беспокойства тем, кто жаждет наслаждения и господства.
Если не удаётся достать денег, мы унываем, так как не сможем осуществить свои желания. Если деньги приходят, то мы волнуемся о том, как их сохранить. Когда накопленные деньги пропадают, мы расстраиваемся и глубоко переживаем. С мирскими вещами всегда так: если их нет — нам плохо; если есть, мы волнуемся и переживаем из-за них; если мы их теряем, то страдаем и сокрушаемся.
Деньги постоянно создают проблемы, и всё же люди их так любят, что готовы ради них рисковать жизнью (как, например, преступники, наёмники и предприниматели). Заработанные таким тяжким трудом деньги идут на покупку домов — для комфортной жизни, на взращивание детей, содержание родственников и домашних животных. Но всё это эфемерно — невечно. Какое счастье или благо мы получаем от этого? Ответ — никакого. Никто не в состоянии извлечь и крупицу счастья из бренных мирских вещей.
Кто-то может сказать: да, наверное, мы несчастны здесь, в этом мире, но если попадём в другие, высшие миры, то там уж найдём счастье. Но в высших мирах, достижимых кармой — материальными усилиями, есть такие же конфликты и соперничество среди равных, зависть и недоброжелательность по отношению к вышестоящим, как и здесь.
Поэтому, если мы искренне хотим настоящего счастья, мы должны полностью оставить тщеславную надежду на то, что сможем обрести его своими собственными усилиями. Мы должны принять абсолютное прибежище у лотосных стоп Гурудева (Божественного Учителя), досконально знающего Веды и равные им Священные Писания, получающего трансцендентное Божественное Послание через Преемственность Святых Учителей, и сознающего Божественное. У Него нам надлежит узнать о вечном Благе.