Не нарушайте настроение Махапрабху
Господа Чайтанью называют «скрытым воплощением», поскольку Он, хотя и является Самим Кришной, играет роль преданного Кришны (Шримад-Бхагаватам. 3.16.22, комм.).
Заняв положение преданного и придя в вечном образе Шри Чайтаньи Махапрабху, Господь явил миру еще одно из Своих удивительных качеств. Обусловленной душе никогда не достичь Абсолютной Личности Бога собственными силами, поэтому поистине достойно восхищения то, что Господь Шри Кришна в облике Господа Чайтаньи сделал эту цель легкодостижимой для каждого.
Сварупа Дамодара Госвами объясняет, что Господь Чайтанья — это Сам Кришна в умонастроении Радхарани; Он — Радха и Кришна в одном лице. Господь Чайтанья жаждет познать привлекательность Кришны в трансцендентных любовных отношениях. Он не хочет помнить о том, что Он Кришна, ибо желает быть на месте Радхарани. Об этом нельзя забывать. Есть еще одна категория лжепреданных, которых называют надия-нагари или гаура-нагари. Они изображают чувства гопи по отношению к Господу Чайтанье, не понимая, что Шри Чайтанья поставил Себя в положение того, кто приносит наслаждение, а не того, кто наслаждается; Он стремился к положению преданного Кришны и не хотел быть Самим Кришной. Господь Чайтанья не признает выдумщиков, претендующих на обладание истиной. Интерпретации гаура-нагари и им подобных — только помеха миссии Господа Чайтаньи. Несомненно, Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Кришна, но в то же время Он неотличен от Шримати Радхарани. Не следует под видом служения мешать Ему наслаждаться випраламбха-бхавой, чувствами, которые Он из Своих сокровенных побуждений перенял у Шримати Радхарани. Мирской человек не должен вторгаться в сферу трансцендентных отношений, чтобы не вызвать неудовольствия Господа. Следует всегда остерегаться подобных отклонений в преданном служении. Настоящий преданный не станет причинять Кришне беспокойств. Как объясняет Шрила Рупа Госвами, преданное служение должно быть проникнуто желанием доставить удовольствие Кришне (а̄нукӯлйена). Любой, кто действует иначе, лишен преданности. Например, Камса, люто ненавидевший Кришну, все время думал о Нем, но думал как о враге. Нужно тщательно избегать такого неугодного Кришне «служения» (Чайтанья-Чаритамрита, Ади-лила 4.41, комм.).
Шри Чайтанья Махапрабху желает наслаждаться настроением преданного, поэтому Его не следует беспокоить, обращаясь к Нему как к Верховной Личности Бога (Ч.-.Ч Ади 7.10, комм.).
рāдхикāра бхаве прабхура садā 'абхимāна
сеи бхāве āпанāке хайа 'рāдхā'-джн̃ āна
Чувства, которые испытывал Шри Чайтанья Махапрабху, ничем не отличались от эмоций, которые переживала Шримати Радхарани, когда встретила Уддхаву. Господь ощущал Себя на Ее месте и иногда считал Себя Самой Шримати Радхарани.
Комментарий: Как объясняет Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, слово абхима̄на («представление о самом себе») указывает на то, что Шри Чайтанья Махапрабху ставил Себя на место Шримати Радхарани и в этом умонастроении всегда стремился служить Кришне. Хотя Шри Чайтанья Махапрабху — Сам Кришна, Он перенял цвет тела и эмоции Шримати Радхарани и всегда находился в этом состоянии. Он никогда не принимал цвет тела или умонастроение Господа Кришны. Разумеется, Кришна Сам захотел почувствовать Себя на месте Шримати Радхарани; такова изначальная причина того, почему Он принял образ Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому чистые вайшнавы никогда не мешают Шри Чайтанье Махапрабху считать Себя Шримати Радхарани.
К сожалению, в настоящее время есть группа так называемых преданных, которые отводят Шри Чайтанье Махапрабху роль наслаждающегося и себя тоже считают наслаждающимися. На самом деле они сошли с пути преданного служения Господу. Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир, чтобы показать, что переживание любви к Богу в разлуке с Ним — самый легкий путь к успеху для всех живых существ. Но, невзирая на этот факт, находятся так называемые теологи, которые утверждают, что, поскольку Шри Чайтанья Махапрабху — Сам Верховный Господь, Ему легко находиться в этом состоянии, а обычным живым существам это трудно, и потому каждый волен идти к Кришне так, как ему больше нравится. Опровергая это представление, Шри Чайтанья Махапрабху показал на Своем примере, как обрести любовь к Кришне, приняв умонастроение Шримати Радхарани в разлуке с Кришной (Ч.-Ч. Антья 14.14, комм.).
Господь Чайтанья всегда представлен как панча-таттва, пять трансцендентных спутников. Он Сам, Его следующая экспансия Нитьянанда, Его воплощение Адвайта, Его внутренняя энергия Гададхар и Его пограничная энергия Шривас, поэтому пан̃ча-таттвāтмакам̣ кр̣шн̣ам. Он — Кришна, но Он приходит в этот век со Своими спутниками, как панча-таттва. Пан̃ча-таттвāтмакам̣ кр̣шн̣ам̣ бхакта-рӯпа-сварӯпакам. Хотя Он и есть Кришна, Он является в образе преданного Кришны, бхакта-рӯпа-сварӯпакам.
(Лекция Шрилы Прабхупады, Нью-Йорк, 3 января 1967 года).
Эти сравнительные исследования жизни Кришны и Рамачандры очень замысловаты, но основной принцип заключается в том, что Рамачандра явился как идеальный царь, а Кришна — как Верховная Личность Бога. Тем не менее, между ними нет никакой разницы. Аналогичный пример — Господь Чайтанья. Он явился как преданный, а не как Верховная Личность Бога, хотя Он — Сам Кришна. Поэтому мы должны принимать настроение Господа в Его конкретных явлениях и поклоняться Ему в этом настроении. Иногда, поскольку Он — Сам Кришна, кто-то поклоняется Господу Чайтаньетак же, как Кришне. Но Кришна был в роли наслаждающегося, а Господь Чайтанья — в роли наслаждающего. Поэтому группа, известная как Гауранга Нагари, считается отклонившейся от чистого преданного служения на том основании, что Господь Чайтанья получал такое же поклонение, как и Кришна, что Ему не нравилось. Наше настроение служения должно соответствовать настроению Господа, а не так, что мы должны переносить отношение к Кришне на Господа Чайтанью, или отношение к Господу Чайтанье на Кришну, или к Кришне на Рамачандру, или отношение к Рамачандре на Кришну (Письмо Шрилы Прабхупады Сатсварупе Дасу Госвами, 16 июня 1968 года).