Провал социальной реформы
/Из лекции в Шри Гаудия-матхе от 12 июля 1936 года/
Культ так называемых общественных реформаторов (или преобразователей общества) прошлого и нынешнего веков разительно отличается от идей и принципов бхакт. Последователи первых (вышеупомянутых реформаторов) в настоящее время вовлечены в различные движения, способствующие достижению личной выгоды и наслаждению чувств.
Эти агитаторы, оставившие в стороне все соображения бхакти и поглощенные борьбой за временные блага, наносят вред самим себе. Их неспособность служить Кришне – источнику, или воплощению всего бесконечного, безмерного нектара любви, радости и наслаждения – говорит лишь об их незнании истинного положения вещей. Подобный отказ от служения Кришне постепенно превращает человека в поборника нирвишеша-вады (т.е. учения о безличности абсолютной истины). А что может быть печальнее этой неудачи человечества? Итак, чтобы противодействовать вышеупомянутым тенденциям в самих себе, нам следует каждое утро воспевать, советуя своему нечестивому уму продолжать бхаджан. Это невозможно, если мы не будем помнить изречение: тр̣н̣āд апи сунӣчена тарор апи сахишн̣унā, амāнинā мāнадена кӣртанӣйах̣ садā харих̣, гласящее, что хари-киртан следует продолжать непрерывно, будучи смиреннее травинки (Ч.-ч. Ади 17.31).
Итак, каков объект нашего бхаджана? Это священные стопы Радхи-Кришны, прогуливающихся по лесам Враджа. А каким должно быть наше поведение во время совершения бхаджана? В этой связи Махапрабху советует Шриле Дасу Госвами следующее:
грāмйа-катхā нā ш́унибе, грāмйа-вāртā нā кахибе
бхāла нā кхāибе āра бхāла нā парибе
амāнӣ мāнада хан̃ā кр̣шн̣а-нāма садā ла’бе
врадже рāдхā-кр̣шн̣а-севā мāнасе карибе
(Ч.-ч. Антйа 6.236-237).
Не беседуй с мирскими людьми и не слушай, что они говорят. Не ешь очень изысканную пищу и не носи дорогую одежду. Не ожидай почтения от других, но всегда выражай почтение всем окружающим. Всегда повторяй святое имя Господа Кришны и в мыслях всегда служи Радхе и Кришне во Вриндаване.
В вышеупомянутом стихе первые два совета даны в отрицательной форме, а остальные два в утвердительной. Под «враджа-севой» Махапрабху имеет в виду служение Кришне человека, обладающего трансцендентным телом и достигшего совершенства в самоосознании. Люди, не знающие об этом, предаются умственным спекуляциям и не способны правильно понять учение Гаудия-матха.
Этому дурному уму нельзя доверять, и каждое утро его следует бить палкой, предостерегая: «Не спеши искать недостатки в других или провозглашать себя истинным, искренним бхактой, которым, несомненно, ты не являешься».
В этой связи вайшнавы махаджаны советуют:
кармӣ джн̃āнӣ мичхā бхакта, нā хабе тāте ануракта,
виш́ уддха бхаджана кара мана
враджа джанера йеи рӣта, тāхāте д̣убāо чита,
эи се парама таттва дхана
Не привязывайся к карми, гйāнӣ и псевдопреданным. Всегда будь занят чистым беспримесным бхаджаном. Следуй принципам, которым придерживаются жители Враджа. Это сокровище высшей истины.