Проповедь вне руководства
йадйапиха нитйананда дхаре сарва шакти
татхапиха кареха на дилена вишну-бхакти
йабе гаурачандра прабху карибе пракаша
тана се аджанйа бхакти-данера виласа
кеха кичху на каре чаитанйа-аджна вине
ихате алпата нахи пайа прабху-гане
("Чайтанья-Бхагавата", Ади, глава 9, стих 211-213)
Господь Нитьянанда всемогущ, но в то время Он не стал одаривать людей преданным служением Господу. Только после того, как Господь Гаурачандра явил свое божественное величие и приказал Ему проповедовать, Господь Нитьянанда начал свою проповедь. Слуги и спутники Господа ничего не делают, не получив на это указания Господа. Однако это нисколько не умаляет их славы.
Будучи личной экспансией Шри Гаура-Кришны и неотличный от Шри Гаура Кришны, являясь самим Баладевом, олицетворением чистой благости, единственным дарителем любви к Гаура-Кришне, Шри Нитьянанда, посещая святые места, не даровал никому своей милости в виде проповеди славы воспевания святых имен Бога. Он ожидал приказа своего возлюбленного Господа, Шримана Махапрабху, и наступления времени, когда можно будет начать такую проповедь (см. текст 208). Когда независимый Верховный Господь Чайтанья Махапрабху по собственной воле явит свою славу обусловленным душам, тогда и Шри Нитьянанда начнет лилы проповеди: Он будет ходить от двери к двери, чтобы раздавать святые имена и любовь к Богу падшим живым существам. Поэтому, следуя по стопам Шри Нитьянанды, не стоит пренебрегать этикетом и демонстрировать свою эрудицию и материальное эго под предлогом проповеди сознания Кришны, гордо выдавая себя за гуру в присутствии Верховного Господа или Его уполномоченного представителя, вайшнава-гуру. В своей книге, сборнике песен чистой преданности « Кальяна-калпа-тару», Шри Бхактивинод Тхакур писал:
ами та вайшнава, э буддхи хайле,
амани на ха ба ами
пратиштхаша аси хрдайа душибе,
хаиба нирайагами
«Если я считаю себя вайшнавом, то жду, что все вокруг станут поклоняться мне. Но желание славы и признания в сердце, без всякого сомнения, отправят меня в ад!»
Вечно блаженный образ знания - Шри Кришна Чайтанья - почитаемый Господь для всех живых существ. Истинная слава вайшнава приходит к тому, кто телом, умом и речью исполняет Его волю. Таково чистое, духовное «я» дживы. Быть вайшнавом - значит выйти за границы незначительной, низкой и преходящей материальной природы. С другой стороны, стремление быть значительным, добиться превосходства над другими и т.д. - отвратительно и порождает только беспокойства. Идти по этому пути - значит открыто заявлять о собственном ничтожестве.