3
Рекомендуем канал "Один кришнаит"

Сиддха-пранали

Автор: Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Примечание: Его Божественная Милость Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж множество раз говорил ученикам: «Будьте осторожны, многие, особенно русские, принимают цель за процесс. В отражении вершина дерева кажется его основой, так и практика возвышенных вайшнавов ошибочно принимается не как цель, а как процесс».

 

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами 

"Ачарья Кешари"

шестая часть, глава «Бхека-дхарана и сиддха-пранали».

 Шрила Рупа Госвами указал последовательный путь, которым мы должны идти, чтобы войти в обитель бхакти:

адау шраддха татах садху- санга 'тха бхаджана-крийа

тато 'нартха-ниврттих сйат тато ништхй ручис татах

атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати

садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах 

Бхакти покидает садхаку, который нарушает эту последователь­ность (шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, ништха, ручи, асакти, бхава, према). Поэтому, чтобы войти в оби­тель премы, абсолютно необходимо выполнять первую ангу (состав­ляющую) садхана-бхакти, а именно ваидхи-бхакти — преданное слу­жение согласно правилам и предписаниям шастр. Ваидхи-бхакти сама по себе не дарует кришна-премы, но чтобы вступить на путь рага-марга, нужно сначала выполнять соответствующие требования ваидхи-бхакти. Ваидхи-бхакти стоит на крепком фундаменте шастр и характеризуется правильным поведением садхаки в соответствии с их строгими требованиями. Более того, в предписаниях рагануга-садхана-бхакти и ваидхи-бхакти нет особой разницы. Разница лишь в том, какая преданность у садхаки, исполняющего эти предписания. Таким образом, (даже на пути рагануга-бхакти) нельзя пренебрегать предписаниями ваидхи-бхакти-садханы. Шри Чайтанья Махапрабху, давая Шри Санатане Госвами наставления о прайоджана-таттве, которая представляет собой кришна-прему,сказал:

коно бхагйе коно джйвер «шраддха» джоди хой

тобе сэи джйв «садху-санга» дже корой

садху-санга хойте хой «шравана-кйртан»

садхан-бхактйе хой «сарвйнартха-нивартан»

анартха-нивртти хойле бхактйе «ништха» хой

ништха хойте шраванйдйе «ручи» упаджой

ручи хойте бхактйе хой «асакти» прачур

асакти хойте читте джанме кршне притй-анкур

сэи «бхава» гадха хойле дхоре «према» -нам

сеи према — «прайоджана» сарвананда-дхам

Ч.-ч., Мадхья, 23.9-13

«Если по особой удаче джива обретет шраддху, она начинает общаться с садхуи посвящает себя слушанию и повторению. Совершая садхана-бхакти, она избавляется от всех анартх и с твердой верой (ништха) продвигается дальше, пробуждая в се­бе ручи (вкус) к шраванам, киртанам и т.д. После ручи появляет­ся асакти (глубокая привязанность), и когда асакти становит­ся очень сильной, в сердце появляются первые признаки прити (любви). Когда это чувство усиливается, его называют према. Эта премаявляется высшей целью жизни и обителью всего бла­женства».

Тот, кто нарушает эту последовательность, не имеет шанса войти в обитель бхакти.Поэтому тех, кто хочет обрести бхакти, но при этом пренебрегает предписаниями ваидхи-садхана-бхакти, можно с уверенностью назвать людьми несдержанными и откло­нившимися от заключений шастр. Они не имеют никакого отношения к шуддха-бхакти.  

Нужно заметить, что описания сиддха-дехи, которые дают шастры и махаджаны, предназначены для садхаков определенно­го уровня. Всякий раз при упоминании сиддха-дехи речь идет о рагануга-бхакти.Такие описания предназначены для тех исклю­чительно удачливых садхаков, в чьих сердцах благодаря самскарам (особым впечатлениям) в этой и прошлых жизнях уже пробудилась лобха, страстное желание обрести рагатмика-бхакти. 

Кроме того, следует принять во внимание следующий фактор. Одно дело — осознавать превосходство какой-то расы на основе описаний в шастрах, и совершенно другое дело — иметь лобху к этой расе. Присутствие лобхи к определенной расе проявляется у садхакив форме особых признаков. Когда появляется лобха на ста­дии ручи, начинается рагануга-бхакти-садхана. Этот уровень гово­рит о том, что садхака освободился от большей частинамапарадх, севапарадх и других анартх. Он научился обуздывать шесть побуж­дений, упомянутых Шрилой Рупой Госвами в «Шри Упадешамрите» (стих 1); он фактически освободился от шести пороков (стих 2); он обрел шесть положительных качеств, начиная с утсахан нишчаят (энтузиазм и убежденность) (стих 3); он научился различать три категории вайшнавов и правильно общаться с преданными этих трех категорий (стих 5); кроме того, он утвердился в понима­нии стиха тан нама рупа чаритади(стих 8). Другими словами, он живет в соответствии с наставлениями этого стиха

На этом уровне садхака продолжает совершать бхаджан, и ког­да со стадии ручи он переходит на стадию асакти, в нем начинают появляться признаки, описанные Шрилой Рупой Госвами в стихе кшантир-авьяртха-калатвам. На стадии асакти появляется отра­жение (абхас) рати, пробуждающейся на стадии бхавы, и чтобы проявить рати во всей полноте, садхака должен совершать бхаджан с медитацией на свою сиддха-деху. Когдаратиабхас (отражение рати) в процессе практики бхаджана переходит в рати, садхака полностью осознает свою истинную сварупу. Такова медитация на сиддха-деху, или процесс, который называется вайшнава-бхека. Тот, кто обладает качеством простоты и имеет неподдельную лобху, до­стоин поклонения всего мира.

В любом случае медитация на свою сиддха-деху зависит от ми­лости гуру. Дикша-гуру илишикша-гуру, который утвердился в по­нимании раса-вичара и сам является сварупа-сиддха(то есть достиг осознания своей сварупы), может раскрыть садхаке подробности относительно его духовного тела. Если же садхака нарушает по­следовательность, о которой говорилось выше, он не сможет достичь совершенства. Более того, он утратит бхакти и вместе с тем бросит тень на истинные концепции сампрадаи. В настоящее вре­мя это происходит повсюду.

  

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

«Ачарья Кешари»

пятая часть, глава «Концепция шуддха-бхакти»


Здесь мы должны понять, что Шри Чайтанья Махапрабху да­ровал дживам этого мира то особое бхакти, которое пробуждает желание стать раганугой. Он проповедовал лишьбхаджан на пути рага-марга. Если дживе очень повезет, и она получит возможность общаться с дорогими спутниками Шри Гаурасундара, в ее сердце непременно пробудится сильное желание (лобха) обрести настро­ение вечных жителей Враджа. Но до тех пор, покасадхака не по­лучил такую возможность, он должен следовать путем вайдхи-бхакти. Если человек принимает прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, рано или поздно он вступит на путь рага-марга.

Обязанность тех счастливых садхаков, в которых пробудилось сильное желание (лобха)обрести бхавы вечных жителей Враджа, заключается в том, чтобы совершать садхану рагануга-бхакти. Когда в человеке пробуждается такая лобха, он больше не испыты­вает вкуса ни к чему, кроме Бхагавана. Он освобождается от грехов (папа), от благочестивых действий (пунйи), от кармы, акармы и викармы, от сухого знания и сухого отречения, и в нём пробуждает­ся вкус (ручи) к преданному служению Господу. Вот что написал Шрила Рупа Госвами о постепенном развитии бхакти:

адау шраддха татах садху-санго 'тха бхаджана-крийа

тато 'нартха-нивритти сйат тато ништха ручис татах

 атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати

садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах

  «Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхаг, 4.25-26


В этом стихе описывается продвижение по пути вайдхи-марга, на котором вначале возникает вера(шраддха), потом происходит общение с садху и избавление от всего нежелательного (анартх) в процессе бхаджана. Сразу после избавления от анартхприходит ништха, затем — ручи, асакти и бхава. В этом постепенном про­цессе бхаваостаётся конечной целью (садхьей) на протяжении дол­гого времени.

С появлением лобхи анартхи исчезают очень быстро, посколь­ку преданный больше не желает ничего другого; даже бхава может пробудиться одновременно с этой лобхой.Самое важное на пути рага-марга — не быть подражателем и лицемером. Если предан­ный не заботится о том, чтобы полностью отбросить подража­тельство и лицемерие, его ум придёт в крайнее беспокойство и анартхи начнут расти. В таком состоянии привязанность к мате­риальным чувственным наслаждениям будет ошибочно прини­маться за вишуддха-рагу, и в конце концов влечение к объектам чувств станет настолько сильным, что окажется причиной духов­ного падения. 

Садхаки, которые укрылись в сени лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, следуют путем рагануга-бхакти, только имея шуддха-лобху. Вначале они принимают прибежище у лотосных стоп сад-гуру и, следуя путем вайдхи-бхакти, служат шри виграхе (Божеству Господа). Только потом, общаясь с вайшнавами, выражая почтение бхакти-шастрам,проживая в святых местах, где проходили лилы Бхагавана, и непрестанно повторяя святое Имя Господа, они начинают служить Кришне на пути бхавы и при этом в глубине сердца, в своей сиддха-дехе, следуют настроениям веч­ных обитателей Враджа. Те из крайне удачливых садхаков, кто ос­тавался в общении с садху и принял прибежище в повторениихаринамы, лучшей из анг бхакти, обретают служение Самому Бхагавану.

Для повторения харинамы не существует таких предписа­ний, как дикша и пурашчарья.По мере того как преданный ста­рается избавляться от намапарадхи и превосходит уровеньнамабхаса, он постепенно достигает уровня непрерывного повторения святого Имени. Все время повторяя его и медитируя на милостивый взгляд Божества (шри виграхи), такой предан­ный непрестанно созерцает шри наму, её образ, рупу. Со време­нем он начинает осознавать качества шри виграхи, образ Господа и Его Имя в совокупности. Сразу после этого он начинает раз­мышлять о гуне, рупе и наме вместе с медитацией на лилу, соот­ветствующую его вечной сварупе. Тогда очень постепенно про­является и раса. Появлениерасы — это высшее достижение. Здесь нужно указать на один особый момент: раса может по­явиться очень скоро, если с самого начала повторения харинамы садхака с огромным желанием стремится к расе и терпеливо ждет её появления.

  

Шри Шримад Бхактивинода Тхакур

"Шри Чайтанья Шикшамрита"

Хотя в материальном мире непревзойденная блаженная суть расы искажается, ее главные качества и признаки не претерпевают изменений. Вот почему расу нетрудно описать с помощью буквального значения слов. Но при этом те, кто желает слушать о расеи пробудить ее в себе, должны хранить бдительность и не позволять, чтобы в их духовную практику просочились элементы отвратительной материальной расы. Некоторые так называемые религиозные группы под предлогом развития духовной расы опускаются до материальной расы, отклоняясь тем самым от истинного пути. Это ведет к деградации души. Раса возникает только в духовном теле, но никоим образом не в материальном теле обусловленной души.

….Лишь те, кто достиг уровня премы и полностью отрешился от чувственных наслаждений, достойны вкусить расу. Тем же, кто еще не обрел чистую рати и не обуздал чувства, никогда не достичь этого, как бы они ни старались. Расой называется вкус, который человек естественным образом обретает на стадии премы. Обсуждение расы преследует лишь одну цель — описать ее составные части; оно не является частью садханы, или духовной практики. Поэтому, если кто-то обещает обучить вас духовной практике расы, следует понимать, что он либо обманщик, либо глупец».

  

Шри Шримад Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж

"Ачарья Кешари",  четвертая часть

Однажды Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, заметив, что какой-то преданный изучает комментарии к раса-лиле, „Бхрамар-гиту" и тому подобные произведения, сказал: „Способность слушать о таких темах, как раса-лила, придет к человеку, когда шри нама-санкиртана очистит его сердце от анартх и там проявится шуддха-саттва (трансцендентная благость). В противном случае человек будет считать, что божественные лилы Шри Радха-Говинды подобны отношениям мирских любовников, и это породит в нём ложные представления. Правильно понимать расу человек может только тогда, когда он достиг духовного совершенства, обрел сиддха-деху. Находясь в материальном теле, невозможно воспринять шрингара-расу. Обсуждать самбхога-расу (близкие встречи Шри Радха-Кришны) достоин только тот, кто свободен от тяги к мирским наслаждениям и достиг уровня бхавы".

 

Шри Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупада

„Источник вечного Наслаждения"

глава "Описание танца раса"

Заключая рассказ о раса-лиле, Шукадева Госвами сказал, что тот, кто услышит о развлечениях Кришны (Самого Вишну) с гопи из достоверного источника, излечится от самой опасной болезни — вожделения. Другими словами, тот, кто надлежащим образом слушает о раса-лиле, сможет освободиться от стремления удовлетворять похоть и поднимется на высший уровень духовного самопознания. Поскольку люди, как правило, узнают о раса-лиле от майавади и сами являются ими, они все больше жаждут плотских утех. Обусловленная душа должна выслушать рассказ о танце раса-лилаот подлинного духовного учителя и научиться у него правильному пониманию этого явления; так человек может подняться до высочайшей ступени духовной жизни. В противном случае они будут введены в заблуждение. Материальное вожделение — своего рода болезнь сердца, и, чтобы излечиться от этой материальной болезни, обусловленным душам рекомендуется слушать, но слушать не мошенников-имперсоналистов. Если они будут слушать знающего наставника и правильно поймут услышанное, результат будет совершенно другим.

Рассказывая о человеке, который прошел духовное обучение, Шукадева Госвами употребил слово шраддханвитаШраддха, или вера, — это начало. Тот, кто обрел веру в Кришну как Верховную Личность - Бога, вечную Высшую Душу, может слушать о раса-лиле и рассказывать о ней другим. Шукадева Госвами также употребил слово анушрнуйат: слушать нужно того, кто принадлежит к цепи духовных учителей и учеников. Ану значит „следуя", а также „всегда". Необходимо всегда следовать за истинным духовным учителем, а не слушать случайных профессиональных рассказчиков, будь то майавади или обычные люди. Анушрнуйат значит, что слушать надо опытного наставника, принадлежащего к цепи духовных учителей и всегда пребывающего в сознании Кришны. Если человек слушает о раса-лиле таким образом, он обязательно достигнет духовного совершенства.

Шукадева Госвами употребил два особых слова — бхактим и парамБхактим парамозначает преданное служение тех, кто уже перестал быть неофитом. Неофитом называют человека, которого привлекает поклонение в храме, но который еще не овладел философией бхакти. Эта ступень бхакти не является ступенью совершенства. Достигший совершенства в бхакти, или преданном служении, полностью свободен от материального осквернения. Самым опасным видом осквернения является вожделение, или похоть. Преданное служение, бхактим парам, столь могущественно, что чем больше преданный совершенствуется в нем, тем меньше привлекает его материальная жизнь. Тот, кто действительно получает пользу, слушая о танце раса, безусловно достигнет трансцендентного уровня, из его сердца окончательно исчезнут следы вожделения".

Шрила Прабхупада Бхактиведанта Свами Махарадж обозначает - чтобы начинающим в бхакти слушать о запредельно возвышенных темах — необходимо руководство истинного духовного учителя. Необходимо почтительно слушать; слушать от истинного духовного учителя, под его полным руководством.


Подготовил Шукадев дас, в Экадаши светлой половины священного месяца Карттика через 526 лет после святого явления Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. 24 ноября 2012г.

Обсуждения

Комментариев пока нет, Вы можете стать первым!
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Добавить комментарий